ПРОФЕССОР ГРЕТА ИОНКИС ОТВЕЧАЕТ НА ВЕЧНЫЙ ВОПРОС

Марк Зальцберг

gЯ только что закончил чтение книги доктора филологических наук, профессора Греты Ионкис: «Евреи и немцы. В контексте истории и культуры», изданной в России в 2009 году. Эта книга ответила на интересовавший меня всю жизнь вопрос: как могло случиться, что именно немцы, одна из наиболее образованных и цивилизованных наций в Европе, додумались до массового уничтожения евреев в промышленных масштабах? Это позволило им в течение всего лишь трех лет «окончательно решить еврейский вопрос» на территории Западной Европы. «Окончательное решение» – это их технический термин, означающий убийство 6 миллионов европейских евреев. Грубо говоря, по два миллиона в год.

Уничтожение 6 миллионов людей за такой короткий срок есть сложная в техническом отношении задача (о моральном и психологическом факторах поговорим позже), и она могла быть решена только при участии и технической экспертизе буквально сотен тысяч немцев и их добровольных помощников на оккупированных территориях. Задача эта связана и с огромными расходами, казалось бы, совершенно недопустимыми во время тотальной войны против всего мира. Среди исполнителей этой операции были сотни немцев с высшим образованием, включая доктора филологии Иозефа Геббельса, инженеров и архитекторов. Я не рискую писать здесь об ужасающих деталях этого каннибальского проекта. Сердце уже не выдерживает таких подробностей. Помню об этом с войны, несколько моих ближайших родственников погибли в Бабьем Яру, а я уже далеко не молод, чтобы вызывать в памяти без серьезной для меня опасности подробности этого преступления. Многие читатели о них знают, а интересующийся может обратиться к материалам Нюрнбергского процесса. Нет на Земле ничего страшнее этих томов.

Если хорошо известно, что сотни тысяч немцев непосредственно принимали участие в «окончательном решении», то, следовательно, десятки миллионов немцев одобряли и поддерживали эту не имеющую прецедента в истории человечества деятельность. Иначе ничего бы у них не вышло. Такой «проект» без массового участия и поддержки нации не осуществить.

В 1935 году Рейхстаг по предложению Гитлера подавляющим большинством голосов с восторженными возгласами принял Нюрнбергские законы, лишающие евреев Германии гражданских прав. Крещеные евреи и евреи, находившиеся в смешанных браках, тоже подпадали под эти законы, равно как и их дети. Гражданства лишались люди, чьи предки появились на территории современной Германии 700 и более лет назад, так как не было в Европе ещё такого государства как Германия, а евреи уже жили на этой земле. Следует отметить, что Гитлер стал канцлером в 1933 году. Ни о какой нацистской антисемитской пропаганде, якобы помутившей мозги немцев, проголоcовавших за него в это время, говорить не приходится. Она активно развернулась в 1933 году. Да и неужели двух лет хватило, чтобы превратить нацию, по-видимому состоящую из нормальных и грамотных людей, в орду дикарей и садистов? Ведь не только евреев убивали они миллионами. Разница в том, что других они убивали без стремления к «окончательному решению». Но эта разница для нас принципиальна. Даже Министерство пропаганды во главе с выродком Геббельсом появилось позже. Как ясно из книги Греты Ионкис, антисемитизм и национализм жили в немецких душах веками.

Восторг и усердие немцев говорили о том, что практически вся нация давно ждала этого закона с такою же страстью, с какой евреи ждали прихода Мессии. Ещё можно было безопасно возражать в рейхстаге, да некому было. Мы знаем, что евреев не любили почти по всей Европе с незапамят-ных времен. Погромы и убийства бывали не только в Германии. Погромы в Европе происходили в средние века и до начала 18-го века, не считая России, где они с усердием устраивались и в веке двадцатом. В Германии же погромы происходили и в 1819-20 годах под руководством и участии студентов и их профессоров, а отнюдь не немецкой черни.

Однако принятия антисемитских законов в середине 20-го века в «цивилизованной» Германии никто в Европе и ожидать не мог, так же, как и «хрустальной ночи» и убийств сотен евреев среди бела дня прямо на улицах столицы Третьего рейха уже в 30-е годы. Германия погрузилась в средневековье, длившееся 12 лет до мая 1945 года.

Но вернёмся к Грете Ионкис и её книге. Грета родилась в СССР в 1937 году. Её отец – немецкий инженер в начале 30-х годов приехал в Союз по контракту строить Сталинградский тракторный завод. В Германии в те годы была страшная безработица, и немецкие специалисты ехали в СССР сотнями. Мать Греты, советская гражданка, родившаяся в России, была на её несчастье еврейкой. Откуда было знать молодому немцу и красавице еврейке, влюблённым без памяти друг в друга, к каким ужасным последствиям приведет этот брак, вскоре ставший в СССР противозаконным.

Отца Греты в скором времени арестовали как шпиона и после долгих издевательств выслали в Германию (хорошо, что не расстреляли), а матери с крошечной Гретой пришлось мгновенно покинуть город, чтобы избежать верного ареста и ГУЛАГА «за связь со шпионом». Грета никогда не видела своего отца, а вскоре началась война.

Всем, кто заинтересуется судьбой и жизнью этой необыкновенной женщины, я весьма рекомендую книгу Греты Ионкис «Маалот», т.е. в переводе с иврита «ступени». Это блестяще написанная автобиография писательницы. В 50-е годы Грета с отличием окончила Московский педагогический институт по специальности «русский язык, литература и история», затем аспирантуру по кафедре «Зарубежная литература», защитила со временем кандидатскую и докторскую диссертации, получила звание профессора и преподавала в Комсомольске-на-Амуре и Кишиневском пединститутах. Она написала несколько интересных книг, в частности, о Марке Твене, и двадцать лет назад оказалась в эмиграции, покинув уже не СССР, а независимую Молдову. Уехала она в Германию с целью разыскать своих немецких родных и что-нибудь узнать об отце. Там она и живет, занимаясь теперь немецкой культурой, историей и литературой. Обсуждаемая книга есть прекрасный плод этих её занятий.

Что же нового узнаем мы от автора этой работы? Мое впечатление, далеко не обязательное для каждого, состоит в том, что антисемитизм сидит у немцев (да и не только у немцев) в генах. Весь материал книги я иначе истолковать не могу. При этом автор ни единым словом не формулирует этого в своей книге так, как я. Судите сами, какими иными доводами можно оправдать эту звериную ненависть к законопослушному, очень способному народу, ничего кроме пользы не принесшему Германии и человечеству.
Начиная с конца 19 века, в Германии жили тысячи евреев – выдающихся немецких ученых, врачей, инженеров и юристов. Десятки великих музыкантов, писателей, художников и лауреатов Нобелевской премии. Многим евреям, как явствует из этой книги, следует отдать должное даже в формировании немецкой культуры в 18-м и 19-м веках. В движении Просвещения евреи тоже были одними из первых. Что, кроме благодарности, могут испытывать разумные, нормальные люди к такому народу?

Зависть, – скажете вы. И будете правы. Правда завидовать особенно было нечему. Подавляющее большинство евреев Европы и Германии жили далеко не роскошно, а кое-кто и вовсе в нищете. Несколько десятков действительно очень богатых, знаменитых и гениальных евреев, появившихся только в 20-ом веке, – не повод для зависти и ненависти к целому народу на протяжении столетий. Ну, положим, это всего лишь рассуждения, ни к чему не ведущие. Хотя очевидно, что все-таки сильно завидовали, хотя видели среди богатейших людей Европы совсем немного еврейских фамилий. Пусть так. Но должно было быть и что-то ещё.

Ведь из зависти нигде не убивают людей миллионами вместе с их малыми детьми. Из зависти обычно делают мелкие или крупные пакости. Это в человеческой природе, с этим ничего не поделаешь. Но не крушили же немцы головы своим более удачливым соплеменникам-немцам или их детям из зависти. Правда, некоторые доносили в Гестапо (или в ГПУ-КГБ в иной стране), но убивать своими руками, промышленным способом в газовых камерах или голодом и непосильной работой в лагерях! Для этого зависти недостаточно. Мне стало ясно, что здесь работает генетическая программа, называемая антисемитизмом. Программа же предполагает обязательную последовательность действий без объяснений. Она сама есть объяснение, на то она и программа. И немцы тут вне конкуренции. Они вообще народ легко программируемый в результате «удачного» сочетания генов, должно быть. И это хорошо показано в книге Ионкис.

Маньяк и преступник Гитлер прибрал их к рукам за какие-то несчастные 5-6 лет. Они явно жаждали этого. Немцы обожают подчиняться. Об антисемитизме написаны сотни ккниг. И их общим недостатком является то, что их авторы пытались рационально
объяснить, откуда он взялся, и что он такое. Почему он так стоек? Почему так нечеловечески жесток? Для объяснений привлекались такие общечеловеческие явления как зависть, религиозные различия, традиция или определённое воспитание. Иные авторы додумывались до абсурдного вывода о том, что евреи сами виноваты во всём, так как вели себя обособленно в чужом окружении. После прочтения этой книги мне стало ясно, что все прежние объяснения недостаточны для понимания этого феномена. Может быть генетика ответит на этот вопрос? Когда я поделился этой мыслью с Ионкис, то в ответ получил её краткое резюме: «Марк, если не в генах, то где?»

Но вернёмся к книге. К 1930 году в Германии жило около 70 миллионов человек, включая всего 600 тысяч евреев. Менее одного процента. В таком соотношении это не конкуренты, тем более что немцы и сами – народ очень талантливый и трудолюбивый. Они сами – сильный конкурент кому угодно. Однако, если посмотреть на количество евреев, занятых интеллектуальным трудом, то картина меняется. Несмотря на многовековые ограничения и притеснения, процент евреев, стремящихся к интеллектуальному труду, среди ученых, писателей, музыкантов и особенно врачей и юристов был непропорционально высок. Помня, что даже в середине 19 века в Германии существовали законы, запрещающие евреям занимать многие должности и получать профессии, требующие университетского образования, остается удивляться тому, что за жизнь одного-двух поколений во враждебной среде этот народ добился таких выдающихся успехов.

«И слава Богу!» – скажет нормальный человек. Юридически они все были немецкими гражданами, и следует радоваться тому, что в стране так много талантливых людей, прославляющих свою родину по всему миру и приносящих столько пользы всем гражданам немецкого государства.Увы, таких нормальных людей в Германии и в остальных странах находилось не так-то много. Разве что в Англии и в Америке. Да и то с недавнего времени. Грета Ионкис рассказывает нам о том вкладе в немецкую культуру и науку, который внесли проклинаемые веками евреи, и как они это делали. Имена Генриха Гейне, трёх поколений семьи Мендельсонов, Баруха Спинозы, называвшегося немецким Сократом, известны всем грамотным людям.

Немецкие евреи деятельно участвовали в движении Просвещения, охватившем в конце 18- го века всю Европу. В те времена евреи хотели только одного, чтобы их оставили в покое! Полагая, что это станет возможным только в результате усвоения евреями немецкой культуры, языка и приобщения к жизни общества, они устремились к немецкой культуре, к Просвещению, ставшему на столетие общеевропейским стремлением, почти религией. Это стремление было осложнено множеством антиеврейских (будем говорить так) законов. Евреи обязаны были жить в гетто, не имели права заниматься земледелием, получать светское образование и занимать государственные должности, к которым относились, в частности, должности учителей школ и профессоров университетов. Единственное, что им оставалось, – это заниматься самообразованием. И немецкие евреи в кратчайший срок сделались самым образованным социальным слоем в Германии. Но увы и это им не помогло стать равноправными гражданами.

Не случайно писал великий немец Гёте, обращаясь к своим соплеменникам: «Нацией стать захотели вы, глупые немцы. Начали вы не с того. Станьте сначала людьми!» Судя по «успехам» Гитлера в 30-е годы и результатам Второй мировой войны немцы людьми тогда не стали. А со времени смерти Гёте и до начала войны прошло более ста лет.

Грета Ионкис владеет огромным количеством документального материала, с таким искусством организует его в своей книге, что читатель сразу и не замечает, каких трудов стоило автору написать эту работу. Только после прочтения книги с удивлением думаешь, как же, удалось простой смертной овладеть таким количеством материала и передать свои знания нам. Талант автора ощущается с первых страниц повествования.

Из книги видно, что евреи Германии настолько вжились в культуру этой страны, что благодаря им творчество великого немца Гёте, Олимпийца, как его называли, стало изучаться, пропагандироваться, а книги его – издаваться огромными тиражами. Нам стоит вспомнить и Феликса Мендельсона, выкопавшего из 70-летнего забвения великого немца
Иоганна Себастьяна Баха. Мендельсона, начавшего издавать, играть и пропагандировать сочинения немецкого гения. И это прекрасное свойство евреев тоже раздражало немецких антисемитов. «Не смейте касаться наших, даже забытых святынь!»

Эта ненависть сопровождала евреев на протяжении веков, даже сдерживалась властями, но не меняла ситуации. Профессор Ионкис убедительно показала, что без этого «еврейского вмешательства» интеллектуальный климат Германии был бы по уровню гораздо ниже и примитивнее. С конца 18 века литературные, музыкальные и философские салоны, которыми владели и управляли богатые и образованные евреи, а чаще всего – еврейки, сыграли великую роль в просвещении и интеллектуальной жизни всей страны. Читатель познакомится с биографиями Спинозы, Мендельсонов, Гейне, Мартина Лютера – не еврея, конечно, но много лет связанного с еврейской культурой, верой и обычаями. Вы узнаете много неизвестного о еврее Зюссе и Франце Кафке. Лессинг и Ницше, Юнг-Штиллинг и загадочные гернгутеры пройдут перед вами. Вы откроете для себя интеллектуальный и религиозный мир Германии с новой для вас стороны и с удовольствием увидите, что, конечно же, не все немцы – звери-антисемиты. Эта книга, по существу, есть многовековая история Германии в свете её культуры, науки и социальных проблем. Прочитать её совершенно необходимо всем интересующимся этими вопросами.