НЕ ПОВЕЗЛО?

Ольга Аст

Марте Стюарт, одной из самых успешных женщин в современном бизнесе, предъявлено обвинение в том, что она воспользовалась «инсайдерской» (то есть закрытой для посторонних) информацией о делах биотехнологической фирмы «ImClone Systems» и продала свой пакет акций перед резким падением их курса. Падение ожидалось в связи с тем, что Федеральное ведомство контроля за качеством пищевых продуктов и медикаментов отказалось принять заявку на широкое медицинское применение разработанного фирмой противоракового лекарства.

Комментарий:

Марта Стюарт, о которой мы писали два года назад, родилась в штате Нью-Джерси в семье иммигранта из Польши. Свою блестящую карьеру начала в качестве фотомодели, затем стала работать брокером на Уолл-Стрите, а вскоре стала одним из самых известных в стране экспертов по домоводству. В своих многочисленных книгах, журнале «Martha Stewart Living», по радио и телевидению она неустанно рассказывала о премудростях приготовления обеда, давала советы об убранстве дома и многом-многом другом. И вот теперь она привлечена к суду.

Сама Стюарт отрицает предъявленные ей обвинения. По ее словам, у нее было соглашение с брокером о том, что она может продать акции, если их цена упадет ниже определенного уровня. Между тем ее адвокат заявляет, что Марту Стюарт преследуют, возможно, не за реальные прегрешения, а за то, что она – знаменитость, которая «так успешно конкурировала в преимущественно мужском мире бизнеса. Так или иначе ее собственному бизнесу уже причинен заметный ущерб. Еще в январе Стюарт сообщила газете, что потеряла 400 миллионов долларов, в частности, из-за падения акций ее компании на фондовой бирже.

По иронии судьбы за несколько дней до предъявления обвинения Марте Стюарт появилось сообщение, что то самое разработанное фирмой «ImClone System» лекарство от рака оказалось вопреки предсказаниям весьма эффективным. Вслед за этим акции фирмы взлетели вверх. Если новый препарат действительно докажет свою эффективность, Марта Стюарт окажется виновной не только в мошенничестве и противодействии правосудию, но и в том, в чем ее вряд ли когда-либо обвиняли: в плохом ведении бизнеса. Ведь именно акции этой фирмы она поторопилась продать, опасаясь финансовых потерь.

Тем не менее, прокурор не счел возможным обвинить Стюарт прямо по статье «Использование внутренней информации» в связи с продажей акций фирмы «ImClone». Вместо этого в обвинительном заключении говорится о менее конкретных вещах – мошенничестве и финансовых махинациях. И все же привлечение к суду Марты Стюарт – не только серьезное событие в мире бизнеса, но и развлечение для широких масс. Предотвратив потерю 45 миллионов долларов, но, пытаясь ввести в заблуждение следователей, она попала в ситуацию, которая привела к значительно большим финансовым потерям».

Однако дело Марты Стюарт, несмотря на всю его сенсационность, – мелочь по сравнению с прогремевшими в 90-е годы крупными скандалами вокруг «инсайдерской информации», в которые оказались замешаны ведущие уоллстритовские фирмы и руководители крупнейших корпораций Америки.