ФОНТАН «ВОДНАЯ СТЕНА»

Таня Л. Гольдина

Мы были еще совсем новичками в Хьюстоне, да и в Америке тоже. Но, кажется, уже купили машину, так что прожили здесь с полгода или около того. Мне, приехавшей из вечно бурлящей и кипящей, суетной и шумной Москвы, Хьюстон казался однообразным и не вполне даже городом. Я ощущала себя в нем очень чужой и одинокой.

И вот решили мы как-то познакомиться с местом, о котором были много наслышаны, но представить его в силу своего целиком российского прошлого я не могла. Итак, в один прекрасный весенний – теплый и не жаркий – день отправились мы в Галерею. Место это не просто поразило, а ошарашило. Несколько часов бродили мы по нескончаемым, как казалось мне тогда, коридорам, разглядывая витрины, заходя в магазины и магазинчики, рассматривая посетителей, наблюдая за конькобежцами (скорее, конькоходами) и откуда-то взявшейся парой фигуристок. Мы тогда так ничего и не купили, разве что пиццы в какой-то забегаловке, когда сообразили, что головы гудят не только от обилия впечатлений, но и от голода.

Когда, наконец, очумелые от всего увиденного мы выбрались из Галереи, то нам не захотелось сразу забираться в машинную духоту – решили немного пройтись по улице. И пошли мы, не очень-то зная куда, просто к травке. А затем, углядев какое-то странное строение, двинулись к нему.

Какими словами описать то, что со мной произошло, когда на закате дня мы вошли под арку и оказались перед этой подсвеченной летящей стеной воды? Куда-то пропала усталость, растворилась в воздухе головная боль, съежились и исчезли впечатления от посещения Галереи. Струи воды, вечной как мир, сняли напряжение дня, успокоили и просветлили душу.

Теперь, когда я вожу туда очередных гостей, а вожу я туда всех обязательно, я никогда не веду их с внутренней стороны фонтана. Мы подходим снаружи. И уже здесь стена падающей по неровному бетону воды, кружевной рисунок ее поражают и притягивают. И вот мы идем потихоньку вокруг и я, слушая восхищенные слова друзей, предвкушаю удивление и восторг, когда они окажутся внутри, когда предстанет перед глазами вся мощь этого рукотворного чуда, когда шум воды обоймет и откинет в сторону все другие ощущения и переживания.

Я называю этот вид «Полетом к звездам». Действительно, когда вечереет и вода, стекающая по стене, подсвечивается снизу, над головой вдруг загорается звездочка. И если постоять тихо-тихо, глядя только на воду и на эту звездочку, вдруг из-под ног уходит земля, перестаешь ощущать тяжесть собственного тела, и начинает казаться, что это не вода падает вниз, а что это ты летишь вверх, вверх, вверх, вот к этой звезде.

Что поражает, так это простота архитектурного решения. Ведь ничего нет там этакого: ни сложной системы управления водой, ни вычурной архитектуры. Бетонная стена шершавая, ступеньки внизу, свет да вода. Но ведь глаз не отвести, не уйти. Красота эта поднимает и очищает, раскрывает и утешает, успокаивает и раскрепощает. И никогда, даже в самый жаркий, душный и влажный день, не ощущаешь там ни жары, ни духоты, ни высокой влажности. Магия этого места притягивает, захватывает.

Как-то случайно я оказалась там в то время, когда вода была выключена. И никакой магии не было. Серая бетонная стена возвышалась, даже давила своей высотой и серостью.

«Я нигде в мире не видел ничего подобного», – сказал мне один из моих друзей, который не в пример мне объездил весь свет. И от потрясенных моих экскурсантов, среди слов восхищения чаще всего повторяется сравнение с одним из самых известных, самых красивых, и самых мощных чудес природы, созданных казалось бы специально для потрясения душ наших, – с Ниагарским водопадом.

Фонтан «Водная стена» возведен в 1983 году. Высота его почти 20 метров, что соответствует 8-этажному зданию. Ежеминутно по стене стекает около полутора тонн воды. Архитекторы – Philip Johnson and John Burgee совместно с Richard Fitzgerald & Partners.