ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА

Ольга Вайнер, фото- Felix Sanchez

Хьюстонская Гранд-опера по традиции завершает свой сезон оперой ХХ века.В прошлом году это была «Лисичка-плутовка» Яначека, в этом – «Билли Бадд» Бриттена, открывающая супер-цикл бриттеновских опер на сцене HGO. Маэстро Патрик Саммерс и хьюстонская Гранд-опера начинают многолетнее исследование двусмысленного, увлекательного, провокационного, сложного мира опер Бенджамена Бриттена. В следующем году мы увидим «Сон в летнюю ночь» по комедии Шекспира.

Англичанин Бенджамен Бриттен (1913-1976) из всех оперных композиторов XX века был одним из наиболее одаренных и плодовитых. Ему принадлежат более 10 спектаклей разных жанров. До 30 лет композитор даже не помышлял о написании оперы. Важную роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке сыграла встреча с тенором Питером Пирсом, который стал его близким другом и партнером. После этой встречи на многие годы опера становится для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта.

Первая опера композитора, «Питер Граймс», написанная в 1945 году, обошла все крупнейшие сцены мира. Премьера «Питера Граймса» стала важным явлением, возродившим былую славу английской национальной оперы со времен Генри Перселла. За античной трагедией «Поругание Лукреции» и бытовой комедией «Альберт Херринг» последовали психологическая драма «Билли Бадд», исторический костюмный спектакль «Глориана», символистская фантасмагория «Поворот винта» и волшебная сказка «Сон в летнюю ночь». Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение в человеческую психику. В большинстве его опер так или иначе затрагиваются две кардинальные темы: противоречие между личностью и обществом и покушение на невинность.

На формирование творческого облика композитора повлияла музыка И.Стравинского, П.Хиндемита, А.Берга. Истоки оперного творчества Бриттена, как ни странно, нужно искать и в славянской музыке. Музыкальный язык Бриттена близок языку Л.Яначека, Д.Шостаковича, С.Прокофьева.

Со многими русскими музыкантами – Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, Святославом Рихтером – Бриттена связывала многолетняя дружба. Шостаковичу он посвятил одну из опер на библейские сюжеты «Блудный сын». Сонату для виолончели и фортепиано, опус 65, Бриттен написал для Мстислава Леопольдовича. Одно из самых выдаюшихся произведений мастера, «Военный Реквием», было посвящено Галине Вишневской (для нее писалась основная партия сопрано).

«Билли Бадд» – признанный шедевр Бриттена в жанре «большой оперы». В основе лежит аллегорическая новелла американского писателя Генри Мелвилла (1819-1891), написанная им в 1891 и посмертно опубликованная в 1924 г., о судьбе несправедливо обвиненного и приговоренного к повешению матроса. Новелла Германа Мелвилла поднимает моральные вопросы, которые всегда волновали Бриттена и которые по-прежнему злободневны, когда заходит речь о смертной казни, военных действиях, человеческой совести.

Опера переносит нас во времена англо-французских войн на военный корабль, где разворачивается драма. Всеобщий любимец матрос Билли Бадд – человек добродушный и общительный – вызывает ненависть у каптенармуса Клэггарта, который является воплощением жестокости и порока. Он замышляет уничтожить молодого моряка и обвиняет его в измене. В решающий момент заикание мешает Бадду защититься от клеветы. В столкновении с Клэггартом, сам не желая, Билли убивает его, и по законам военного времени должен быть казнен.

«Билли Бадд» – опера со сложным и неоднозначным смыслом. Несомненно, произведение имеет гомосексуальный подтекст, но настаивать на просмотре оперы исключительно через объектив сексуальности недостаточно. Можно также легко углядеть христианскую аллегорию, где Билли олицетворяет Иисуса или Адама, капитан Вир – Понтия Пилата, а Клэггарт – Ирода или Сатану.

В опере нет любовных, патриотических мотивов и сильных страстей. Герои пребывают в замкнутом пространстве – на борту военного корабля, среди жестокого холода моря. К слову сказать, Бриттен один из немногих композиторов, который смог изобразить море с помощью выразительных средств музыки.

Несомненно, «Билли Бадд» – лучшая постановка Хьюстонской оперы в этом сезоне. Адская сила Клэггарта, покорность и простодушность Билли и мучительная беспомощность капитана Вира были мастерски воплощены артистами HGO. Эффект от спектакля был равнозначен впечатлению от классической греческой трагедии, где катарсис неизбежен. Опера написана потрясающе сильно, как с драматургической, так и музыкальной точки зрения. Острый драматизм и красота музыки Бриттена буквально парализовывали зрителей. Момент сопереживания героям был очень силен.

В этой опере, как и на любом военном корабле, нет места женщинам. Состав исполнителей включает 16 действуюших персонажей-мужчин, мужской и детской хоры. Музыкальный язык Бриттена чрезвычайно сложен для оркестра и дирижёра, но вокалисты, часто невыразительные в Беллини и Верди, показывают себя с лучшей стороны именно в его операх. Из певцов выделялись британец Андрю Кеннеди, исполнитель роли капитана Вира – красивый лирический тенор – и канадец Филлип Энс (Джон Клэггарт) – бас с примесью металла в голосе. Исполнитель заглавной роли – баритон Даниэл Белчер – пел старательно и играл с запалом, но его чрезвычайно портил русалочий парик, который нацепил на него костюмер, от этого персонаж воспринимался абсолютно несерьезно. Оперный хор был, как всегда, на высоте, и остальные солисты прекрасно звучали. Интересно, что певцы стилизовали британскую манеру произношения, жестко грассируя английское “r”.

Отрадно, что оперный сезон HGO завершился достойным исполнением гениального произведения Бриттена.