СИБИРСКАЯ ЛИСТВЕННИЦА С КИТАЙСКИМ АКЦЕНТОМ

Валентина Бакмастр

Сухие цифры статистики порой выводят из равновесия: 60 процентов древесины из российских лесов нелегально поставляется в Китай, который затем экспортирует еe в Америку. Почему Америка не ведет поставки напрямую? Что мешает многочисленной рати русскоязычных бизнесменов, проживающих в Америке, наладить связи и класть деньги в свой карман?

Ищите женщину

Французы определенно правы, когда в основе всего ищут женщину. Женщинам Америки сейчас нравится мебель из натурального дерева, утонченный антиквариат или совсем наоборот – rustic furniture (грубая мебель). Все ковровые покрытия в домах заменяют на дерево. Нравится жить в бревенчатых избушках на берегу озера. Американские леди буквально помешаны на старой древeсине. В ответ на эту потребность здесь появилась сеть компаний ликвидаторов, которые разбирают по досточкам старые дома и все пускают в дело. Например, стол, сделанный из старых досок, рассматривается как произведение искусства. Наверное, это так и есть: все обрабатывается вручную, причем, сохраняются дефекты от гвоздей и всякие разные повреждения. Выглядит, действительно, неповторимо. Высшим шиком считается пол из старой древесины, которая очищается от грязи столетий, шлифуется и заново покрывается лаком.

Потребность в лесоматериалах велика, но в стране работает закон об охране лесов… Для строительства используется только специально выращенные деревья. Это в основном быстрорастущие породы, а значит, древесина худшего качества. Где выход? На ловца и зверь бежит…

Китайский забор

В Китае не только стена Великая. Там воистину великие бизнесмены. Это не словоблудие. Вот факты. Россия входит в пятерку крупнейших производителей леса в мире, но! Самым крупным поставщиком древесины является Китай. И не только самым крупным поставщиком, но и самым крупным контрабандистом. Китай нелегально скупает 100% древесины Камбоджи, 90%- Бирмы, 80%- Бразилии, 80%- Конго, 90%- Камеруна, 90%- Индонезии, 60%- России, все это перерабатывает, а потом продает.

Почему нелегально? Потому что торговые поставки Китая «вступают в противоречие с законом или ассоциируются с коррупцией». Потому что документация не ведется должным образом, не указывается объем торговых поставок.

Кто покупает? Тот, у кого есть деньги и потребности. На рисунке стрелочками обозначены потоки леса в Китай и из него. Чем жирнее стрелка, тем крупнее поставки. Главный поставщик – Россия, главный покупатель – Америка. Где оседают деньги? В Китае… Сколько денег? По подсчетам специалистов Global Timber – 3,5 миллиарда долларов. Сколько на этом теряет Россия? Те же специалисты подсчитали, что на производство экспортируемой мебели Китай расходует только 20% своего собственного леса, 20% леса из тропических стран, 30% русского, 20% из Северной Америки и 20% каучукового дерева. То есть Россия на своих сделках с Китаем теряет около миллиарда долларов. По оценкам The World Bank, ежегодные потери развивающихся стран от нелегальной торговли древесиной составляют 10-15 миллиардов долларов.

Китай является, пожалуй, единственным поставщиком нелегальной древесины в ЕС. Причем, эти поставки растут. Нелегальная монополия Китая настолько возмутила ЕС, что тот выступил с инициативой – EU FLEGT initiative – заключить добровольный договор о партнерстве.

Позиция Америки

Официальная Америка поддерживает инициативу против нелегальной древесины. Правительство опубликовало документ http://www.usaid.gov/about_usaid/presidential_initiative/logging.html, в котором говорится о намерении упорядочить систему ввоза продукции деревообрабатывающей промышленности. Что проблема требует немедленного вмешательства, потому что нелегальные сделки разрушают лесные экосистемы стран-экспортеров, грабят правительство и местных жителей, сбивают цены на легальном мировом рынке. Но это документально. На деле же Америка по-прежнему остается главным партнером Китая и по ее статистике объемы сделок с Китаем занижаются в 200 раз.

Бизнесмены Америки рады китайским товарам. Склады просто завалены подделкой под старину, современными кухнями, полом и досками. Вот что рассказывает о ситуации с древесиной Дэннис Беннетт – хозяин выставочного зала Bennet’s в Чаттануге:

– Дела идут хорошо. Моему бизнесу исполнилось уже 26 лет. Начинали мы его с женой, потом выросли три сына и пришли на помощь. У нас наработаны связи с десятками деревообрабатывающих предприятий многих стран мира, с дизайнерами и художниками. Мы продаем не только доски, пол, но и бревенчатые срубы, мебель, кухни. В моем огромном зале есть место всем и всему. Местные художники и резчики по дереву выставляют свои изделия в специальном холле. Практически я не испытываю конкуренции, потому что мои кухни высокого качества, достойного дизайна, а цены… Меня никто не может побить ценами. Да, основные поставщики из Китая, но! Я выбрал таких поставщиков, что претензий к качеству нет ни у меня, ни у моих покупателей. Хотел бы я импортировать товары из России? Почему нет. Я открыт для всех, места в зале достаточно. Привозите, выставляйте. Будем конкретно разговаривать.

Лео Коган – эмигрант из России. Около десятка лет он работает менеджером крупной компании по продаже лесоматериалов Stein Wood Products. На предложение о поставках изделий деревообрабатывающей промышленности из России Лео ответил так:

– В Америке большой спрос на твердые сорта древесины. Например, мы с большим удовольствием закупаем сибирскую лиственницу, нам было бы интересно заключить договор о поставках карельской березы, дуба, клена. Но до сих пор все переговоры с Россией не имели успеха. В настоящее время мы получаем сибирскую лиственницу из… Австрии. Платим 5 тыс. долларов за контейнер и 1.50 доллара за квадратный фут древесины. И в общем-то рады, потому что имеем хороший продукт без головной боли. Если вы хотите наладить надежные поставки лиственницы или старой древесины из России, будем рады, но сначала нужно знать качество материалов: если доски, то струганные или ошкуренные, если старая древесина, то с гвоздями или чистая, проверенная металлодетектором. Что можете делать из дерева: пол, мебель, дом? Каковы цены на доставку? На первый случай нужны хотя бы фотографии штабелей с досками или бревнами, чтобы посмотреть, как это выглядит.

Позиция России

Для налаживания партнерских отношений необходима заинтересованность обеих сторон. Какова позиция России? Россияне чешут затылки… Думают. После разговора с Лео Коганом гонцы помчались на деревообрабатывающие комбинаты Ставрополя, в Бийск, в Красноярск. Какие там фотографии! Зимой в Бийске Интернет замерзает, связи никакой, тем более оперативной. Московские компании отвечают сразу, но цены у них зашкаливают даже без расходов на перевозку… А лес сжигают. Например, в Сибири строительные комбинаты скупают под постройку участки со старыми избами. Бревна там такие, что душа начинает звенеть в унисон с ними. Но избы сгребают бульдозерами, вывозят как мусор и сжигают. На вопрос, почему не разбираете, ведь такому лесу цены нет? Отвечают, что возиться некогда… Наверное, тем работягам в глубинке некогда, но должны же быть инвесторы, основная задача которых наладить процесс, отработать связи.

Что мы видим сейчас? В Интернете на сайтах, где торгуют лесом, светятся предложения: 423 из Украины, 79 из малюсенькой Польши и только 52 из России. А деньги текут в карман китайских предпринимателей!

Мы не можем или не хотим? Или все сразу? Но почему?