9-Й СЛЕТ: КАК ЭТО БЫЛО

Михаил Чаусовский, БарДаК

Трудно переоценить значение авторской или как ещё принято её называть «бардовской» песни в формировании и становлении четырёх поколений советских людей. Являя собой сплав народного русского романса, лагерной или «блатной» песни, цыганской мелодии с русской патетической и любовной поэзией, она вошла и навсегда поселилась в наших душах, помогая нам разобраться в тайнах жизненных дилемм. Когда, будучи подростком тех 60-х, и впервые услышав Высоцкого, Окуджаву, Галича, я стал задумываться, о чём они пели. Вроде всё совпадало с тем, что мы слышали на комсомольских собраниях и по радио, в их песнях так же пелось о пылкой любви к женщине, о настоящей мужской дружбе, о Родине, но по-другому, по-человечески. Авторы выражали «неофициальное» отношение к жизни.

Далеко не всё я тогда понимал, пытаясь в подворотне, со стаканом дешевого вина, своим ломающимся голосом воспроизводить хриплый тембр Высоцкого. Но годы летели, происходила переоценка ценностей, крушение систем и судеб. И вот я здесь, в Техасе, в таком похожем на «наш» сосновом лесу, у озера, среди друзей, пою всё те же песни и чувствую то же, что я чувствовал почти полвека назад. Это ли не восьмое чудо света?

КСП. Всего три буквы… Но как много в них для «сердца русского». С каким нетерпением мы всегда глядим на календарь и считаем месяцы, дни и даже часы до КСП. Это часть всё того же чуда. И вот уже девятый слёт позади, и я сижу и с удовольствием вспоминаю каждый час, каждую минуту этого особенного события.

Пятница. Начало заезда и самое приятное время. Зная, что впереди ещё два с половиной дня сплошного «кайфа», ты устанавливаешь палатку, подкатываешь полный холодильник поближе к столу и достаёшь гитару из нейлонового «гаража». Всё готово. А вот и друзья «по оружию». Улыбки, объятия и прочие атрибуты обычной встречи друзей. Даже незнакомые лица кажутся такими родными.

А вот и те, кто специально для нас прикатили сюда из тридевятых царств. Наши гости Ольга Чикина и Алексей Кискачи – достаточно известные барды. Своеобразный стиль исполнения делает каждого из них событием на нашем фестивале. Лично я это определил задолго до встречи с ними, посетив линк отлично оформленного официального вебсайта КСП. Это всегда хорошая идея для каждого, кто собирается на слёт, послушать тех, кого скоро увидит и услышит. Спасибо технологии.

К 11 часам вечера большая часть участников слёта прибыла и собралась под единственной крышей кемпинга, для того чтобы услышать концерт наших дорогих гостей. С первых аккордов все поняли, что не зря катили четыре с половиной часа (кто-то меньше, а кто-то и летел самолетом) уставшие, после рабочей недели. По окончании концерта гостей, приняв на грудь дозу и съев вкусненького из чужого «кулера», началась та самая волшебная ночь, когда «душа сначала разворачивается, а потом сворачивается». Песни звучали до самого утра. Даже собаки не могли удержаться от подпевания. Такое количество талантливых людей поднимал их собачий тонус, и они в перерывах выражали своё удовольстние. Правда дла нас это выглядело как назойливое лаяние. Ну что ж. Это наши, человеческие проблемы.

Суббота. С утра пошёл дождь… Неужели этот слёт станет снова «водоплавающим»? Но никто даже не подумал о возвращении домой. Под стук капель о натянутый над столом навес стали прибывать новые участники слёта. Увидев, что на него никто не обращает внимание, дождь вскоре прекратился, и сквозь сосны проглянуло солнце. Вылезя из палаток после длинной бесонной ночи, мы бросились варить кофе и намазывать на бублики деликатесные замазки. Хорошо…хотя и потно. Да, дождь прекратился, но не ушёл, а стал невидимым, и от этого одежда прилипала к телу…

Музыка, песни, звон «рюмок», детский смех и лай собак превратили тихий индейский лес в шумный праздник души и тела. Поражало количество русско-американской молодёжи. Раз их всё это интересует, бардовское движение живёт. Наша же священная миссия – не дать этому феномену вымереть, как мамонту. Здесь в российских капиталистических обществах формирование и хранение чисто человеческих ценностей имеет ещё большее значение, чем когда-либо. Если успешный бизнессмен приезжает на КСП – это двойной успех.

Итак суббота. Время волейбола, детских игр, а затем и детского концерта. Время для детского концерта – самое волнующее. Наши сверхталантливые чада под чутким руководством Лёни Зборовского и Юры Кана демонстрируют чудеса «вундеркиндизма». Никто не остался равнодушным, и на поляне перед сценой собралось больше народу, чем во все предыдущие слёты. Никто не пожалел, что оторвался от шашлыка или от … Слёзы умиления стояли в глазах дедушек и бабушек. Да, судя по выступлению юных артистов, самому младшему из которых было меньше года, растут у нас достойные КСПэшники. На концерте были представлены все виды музыкального и хореографического искусства: от свободной композиции на саксофоне до зажигательной цыганской пляски.

После «перерыва на обед» поляна перед сценой снова заполнилась зрителями. Время для «взрослого» концерта. И полились песни собственного и чужого сочинения, философские, душещипательные, сатирические. Каждый участник демонстрировал чудеса владения голосом и гитарой. Ну может не каждый, но то что всем участникам и зрителям было по-настоящему хорошо – это факт, не требующий доказательств. Далласский бардовский клуб в этот раз представлял обширную программу. В ней были выступления как индивидуальные, так и коллективные. Барды из Далласа, как и в прошлый раз, показали класс, и были тепло встречены аудиторией. Я думаю, что подобные клубы могут быть организованы везде, где есть русско-душевное население.

Когда местные барды отпели свои программы, на сцену снова вышли гости. Да, талант – штука интересная. Вот Ольга Чикина, например, не только интересная как женщина и как человек, она также пишет чудные песни, о которых очень хорошо отзываются такие известные барды как Владимир Ланцберг и Григорий Данской. Но это не всё. Еще она прекрасный график. Её серии графических работ представлены на различных вебсайтах.

Алексей Кискачи представляет современный, где-то даже роковый стиль в авторской песне. Ну что ж, времена меняются, меняются и формы. Нам, кому за 50, конечно же ближе Окуджава и Визбор. Но каждый поёт о том, что его волнует. Главное – идея. Если в песнях звучат вера, надежда и любовь, они будут жить долго.

Еще одним замечательным украшением слета стал Роман Рашковский из Джорджии. Прекрасное владение гитарой и множество известных и не очень известных песен – благодаря всему этому Роман как нельзя лучше вписался в концерт.

После концерта все участники и зрители по установившейся традиции собрались у костров. И снова песни, песни, песни. Некоторые из ребят даже танцевали. В общем в воздухе висела атмосфера любви и всеобщего счастья.

Воскресенье. Последний день слёта. И тут просходит чудо. Вместо сборов исчезнувших куда-то стульев, разговоров о предстоящей рабочей неделе и прочего житейского хлама, на КСП открывается третье дыхание. Песни звучат громче и слаженней, разговоры более душевные, а шашлыки и кофе ещё душистее. И погода стоит чудная, хотя всё ещё липкая. Обмен адресами, телефонами… взглядами. Ты понимаешь, что у тебя появилось больше друзей, единомышленников и просто хороших знакомых. И неувязки между друзьями, мужьями и женами, между собаками куда-то улетучились. Может с дымом от костров? Одним словом -ЛЯПОТА!

Не могу не отметить как всегда отличную организацию слёта. Большое спасибо Гене Гололобову, Анютке Шрейдер, Лене Петуховой, Лёне Зборовскому и другим членам оргкомитета и призываю всех, кому дорога бардовская песня, принять активное участие в работе и подготовке к КСП.

До следующего КСП, дорогие КСПэшники!