КАК Я СТАЛ ГРАЖДАНИНОМ

Юрий Пронко

E PLURIBUS UNUM

Очереди бывают разные: за продуктами, за билетами, за мороженым, за пивом, медленные и быстрые, длинные и короткие. Есть и другие очереди: за визой, за грин-картой, за гражданством. Именно о них я и расскажу. И рассказать имею полное право, потому что лишь вчера у меня конфисковали мою, всю такую переливающуюся, сверкающую и расписную, зеленую карту. Отобрали, а взамен сертификатик выдали, и не какой-нибудь, а особенный. В нем черным по белому написано, что предъявитель сего прожил, заслужил, присягнул, был натурализован и посему и является гражданином США. Сертификат простотой своей очень напоминает почетную грамоту за хорошую учебу. Но почетные грамоты можно каждый год получать, а сертификат о гражданстве – США лишь раз в жизни.

Не буду тут размазывать про теплые чувства, переполнявшие меня в этот торжественный день. Это никому не интересно. У читателей свои чувства девать некуда. Расскажу лучше про то, как я стал американцем.

Виза L-1

Дело было так. Приехал я в Штаты в 1997 году. В те годы все из России с миллионами бежали, а я, дурак, наоборот, от миллионов. Российские зарплаты тогда в миллионах рублей исчислялись. Прибыл я в Хьюстон не в трюме корабля, не вплавь, не пешком, а вполне комфортабельно, на самолете финских авиалиний. Жил я до этого в Тюмени и работал на американскую компанию. Долго ли, коротко работал, но пришел однажды из-за границы приказ о том, что офис и фабрику в Тюмени надо закрыть к чертовой бабушке. Именно под эту дудку мне и предложили переехать в США и продолжить свои трудовой стаж уже за океаном. Обрадовался, конечно, на радостях женился на любимой подружке, получил визу L-1 и вместе с молодой женой уехал жить и работать в Хьюстон с одним чемоданом. На дворе стоял преддефолтный 1997 год.

Гринкарта

Осенью того же года я случайно узнал через знакомых, что есть чудо-лотерея «Diversity Lottery», спонсируемая госдепартаментом США и направленная на диверсификацию эмиграции. За компанию с друзьями подал документы и через полгода получил письмо с сообщением о том, что я выиграл гринкарту. В 99 году гринкарта была успешно получена. Единственной сложностью было получить ее до окончания финансового года, что заставило меня несколько раз сходить в INS, несколько раз выстоять километровую очередь, чтобы войти вовнутрь, и несколько раз часами сидеть внутри в ожидании своей очереди к окошечку. С тех пор как появилась программа InfoPass, длинные очереди остались лишь в воспоминаниях.

Гринкарта – это просто произведение искусства. Красивая чертовски! Кроме важной информации и фото, на голограммах карточки можно найти герб и карту США, фото всех президентов, флаги всех штатов, изображение статуи Свободы и массу другой полезной информации. Диву даешься, как это все могло уместиться на такой маленькой пластиковой карточке. Так бы сидел часами и любовался. Честное слово, жалко было отдавать.

Натурализация

Осенью 2004, ровно через 5 лет после получения гринкарты, мы с женой решили натурализоваться и получить гражданство. Сдали анкеты, заплатили сборы и стали ждать. Ждали недолго. Уже в декабре с нас сняли отпечатки пальцев, а в феврале 2005 вызвали на интервью. Нам даже показалось ненадолго, что процесс продвигается с молниеносной скоростью. Пришли мы на интервью нарядные, с портфелем, набитым копиями документов, платежками, информацией о зарплате, письмами с работы, характеристиками и семейными фотоальбомами.

Интервьюировал нас сотрудник, который дорабатывал последние несколько дней перед пенсией. Мало того, что он постоянно что-то терял на столе, что-то забывал, очень медленно двигался, так он еще и завел разговор о травяном чудо-средстве, которое помогает от всех болезней. По его словам, средство это позволило слепым видеть, безногим ходить, а немым разговаривать. «Рак, – говорил он, – как рукой снимает». В общем, устроил нам в рабочее время презентацию «гербалайфа», а в конце дал доткомовский интернет-адресок и свои контактные телефоны. «Звоните через месяц, когда я буду уже на пенсии, а то я не имею права на службе заниматься такими делами», – сказал он напоследок.

Нам было ужасно неловко, казалось что человек просто бредит, но в его руках были папки с нашими делами, и ничего не оставалось делать как поддакивать и мило улыбаться. В любом случае мы сдали экзамен на базовое знание английского языка, истории, государственного устройства США, ответили на дополнительные вопросы, поклялись, побожились, были рекомендованы и получили добро на получение гражданства. Дело осталось за малым – получением справки из ФБР. Уже весной или летом 2005 года мы надеялись стать гражданами.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пролетел еще один год. В феврале 2006 нас снова пригласили на процедуру сдачи отпечатков пальцев, так как срок годности старых истекал. На все запросы о статусе нашего дела ответ был один – «ждите». Нам говорили, что ответа из ФБР еще нет, предлагали запастись терпением и ждать. Так мы и сделали. Тем более что торопиться было, в общем, некуда. И вот еще через полгода я наконец получил письмо-приглашение на церемонию вручения гражданства. А еще через неделю такое же письмо получила моя красавица жена.

Торжественная линейка в спортзале

9 августа в 7:30 утра мы приехали в Центр народного образования имени товарища М.О. Кампбэла. Выстояв километровую очередь, зашли вовнутрь, сдали гринкарты, получили каждый по листу цветной бумаги, прошли в крытый стадион, сели и стали ждать. Вам, конечно же, не терпится узнать побольше про цветную бумагу, но об этом я расскажу позже.

Нам достались дешевые места на галерке, но мы не были в обиде. Церемония долго не начиналась, но никто не свистел, не возмущался и не требовал свои деньги обратно. Мексиканская пара позади нас пыталась успокоить расхныкавшегося малыша обещаниями купить ему велосипед.

Сидеть пришлось долго, хорошо что зал был отлично кондиционирован. В массе своей народ выглядел нарядно. Там были и простоволосые индийские женщины в разноцветных сари, и африканки в узорчатых платьях и шляпках с вуалью, и арабские женщины в национальных одеждах и головных платках. Лишь один отщепенец неизвестной национальности посмел прийти в шортах. Все это напоминало мне торжественную линейку в спортзале.

В зале собрались 2430 человек разных национальностей и конфессий, из 117 стран, чтобы всем как один стать американцами. У каждого была своя история и свои причины приезда в США. Была среди присутствующих и старушка из Мексики, которая прожила по гринкарте до 91 года и наконец решилась изменить свой статус, и получающий гражданство по военной линии русский паренек, отслуживший в Ираке, и молодой африканец, который в 1987 году еще мальчишкой, вынужден был бежать из Судана, спасаясь от гражданской войны.

Суд

Церемония началась в 10 часов с судебного заседания. Судья Калвин Бартли выступил с речью и поздравил нас, с тем что мы становимся гражданами самой великой страны в мире.

На судебном заседании офицер иммиграционной службы Дебра Льюис предоставила судье ходатайство о выдаче гражданства всем собравшимся.

– А все ли достойны? – строго спрашивал ее судья.

– Да, Ваша честь, – отвечала Дебра.

– Все ли готовы дать клятву верности Америке? – не унимался он.

– Да, Ваша честь, – ничтоже сумняшеся отвечала Дебра.

Затем судья обвел строгим взглядом зал и сказал такие слова:

– Пускай встанет тот, кто считает себя недостойным, или не желает принимать гражданскую присягу. Зал замер в ожидании. Сердце мое сжалось. Неужели, подумал я, найдется хоть один уклонист? Не нашлось. Судья, казалось, был доволен и на радостях пожаловал гражданство всем присутствующим сразу же после произнесения присяги.

Присяга

Сама присяга проходила так. Все встали, подняли правую руку, заслушали полный текст и сказали хором: «I will». Самое главное в присяге то, что ты обещаешь отказаться от всех предыдущих обязательств любым странам и готов, если потребуется, защищать Америку с оружием в руках.

Стыдно должно быть, товарищ!

Были, к сожалению, и аномальные явления. Один лысый хмырь с серьгой в ухе, что стоял прямо передо мной, во время присяги стоял по стойке «вольно» и держал руки в карманах своих мешковатых штанов. Когда же пришло время произнести фразу «I will», он промолчал и цинично улыбнулся своей некрасивой спутнице. Я бы лично таким как он гражданство не давал! Посмотрел бы на них один раз и не выдал бы!

Затем к микрофону вышел женский вокальный ансамбль и величаво исполнил национальный гимн США, а затем и песню «Боже, США храни» которую написал мой земляк и почетный тюменщик Ирвинг Берлин. Момент был торжественный. Я был растроган. Самые сокровенные струны моей души были тронуты и звучали в унисон с мелодиями и ритмами патриотической эстрады.

В заключении торжественной части с пламенной речью выступила конгрессвуман, демократ, выпускница Йеля и мать двоих детей Шила Джексон Ли. Речь была торжественной и пафосной. Шила сказала, что теперь нам надо гордиться, тем что мы стали гражданами США, и всем миром защищать Америку и ее ценности. Она напомнила всем, что Америка стала такой великой и могучей именно благодаря эмигрантам, призвала нас быть активными членами общества. В речи часто звучали такие слова как свобода, равенство, братство, декларация независимости, справедливость, mi casa es su casa, и цитаты из речей Доктора Кинга и Джона Кеннеди. Теперь вы – новые граждане США свободны как белоголовые орлы!!! Боже, храни Америку!!!!– воскликнула она, и последние слова ее утонули в гуле долгих и продолжительных аплодисментов.

Игра в цветные бумажки

Настало время приоткрыть тайну выданных нам листов цветной бумаги. Вы готовы? Отлично. Так вот, после торжественного закрытия линейки началась процедура выдачи сертификатов. Людей было много, поэтому их заранее разделили на группы и каждой группе выдали листки одного цвета. По окончании торжеств началась игра в цветные бумажки. Все участники должны были сидеть на своих местах и ждать, пока ведущий не назовет их цвет. После чего они могли идти и получать сертификаты о гражданстве.

Вот так я и стал гражданином США. Гадать не гадал, думать не думал, что такое когда-нибудь случится. Но с тех пор как еще в детстве я прочитал в научно-популярном журнале, что количество энергии (Е) в частице вещества эквивалентно его массе (m), умноженной на квадрат скорости света в вакууме (с2), я уже ничему не удивляюсь.

Будьте все здоровы и счастливы!