АНТИДЕПРЕССАНТЫ: ДА ИЛИ НЕТ?

Мария Йоффе, автор проекта createmeifyoucan.com. Рисунок Ольги Богуславской

healthПить антидепрессанты или не пить?.. Наверное, на сегодняшний день большинство жителей нашей планеты так или иначе сталкивалось с этим вопросом. Ну и я туда же. В смысле, задумываюсь о бренном своем существовании и легких способах оттуда выхождения. Впрочем, на антидепрессанты я так ни разу и не решилась. В основном, потому что мне никогда не нравились их побочные эффекты: тошнота, бессонница, набор веса, потеря сексуального влечения, замедление процессов обработки информации и т.д. Со многим я могу мириться, но с замедлением своих умственных процессов не могу. И это было одной из главных причин, почему я так никогда и не решилась на антидепрессанты. А может, конечно, мне никогда не было ТАК плохо… Впрочем, смотря как это самое «плохо» определять. В подростковом возрасте я, как полагается, кончала жизнь самоубийством и резала руки. Гормоны били дубиной по голове, и не было от них спасения. Живи я в Северной Америке в это время, меня точно посадили бы на «что-нибудь эдакое» с таким вот поведением. Но я жила в только что развалившемся Союзе, и Союзу было явно не до меня. Что хорошо, в принципе. В конкретно моем случае хорошо: мой мозг начал лихорадочно искать другие способы выживания.Так как же они работают, эти антидепрессанты? Пока я искала информацию про эффект плацебо, я наткнулась на одну очень интересную статью, написанную гарвадским ученым Ирвингом Киршем (Irving Kirsch). Думаю, она вас тоже заинтересует. Работы Ирвинга Кирша очень не нравятся американским фармацевтическим компаниям, которые делают на таблетках более 11 миллиардов долларов в год. В Штатах антидепрессанты выписываются направо и налево, и на сегодняшний день их принимает примерно каждый девятый человек. Каждый год выпускаются все новые виды таблеток, и спрос на них только растет. Так что же находится в этих таблетках «счастья», что они так требуются населению?

КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Во-первых, знаете ли вы, как пропускаются таблетки на рынок через FDA? (Food and Drug Administration — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов). Чтобы выпустить таблетки в продажу, фармацевтическая компания должна предоставить в FDA всего лишь два клинических испытания со значимыми результатами. Количество же неудачных испытаний неограничено. То есть если компания провела 10 испытаний, 8 из которых не дали результатов, а 2 дали – этого достаточно, чтобы выпустить продукт. Но хорошо то, что FDA запрашивает себе всю информацию: про то, что удалось, и то, что не удалось. Просто то, что не удалось, как правило, нигде не разглашается. Публикуются только значимые результаты. Так как Америка – страна, по определению, свободная, то всю информацию у FDA можно запросить. И вот Ирвинг Кирш ее запросил.

Вообще, Ирвинг Кирш изначально интересовался эффектом плацебо. Он ничего не имел против антидепрессантов. Ведь все знают, что они работают. Просто он решил, что депрессия – эта как раз та самая болезнь, где плацебо удобно изучать (как известно, практически в любом клиническом испытании эффект от настоящих таблеток сравнивается с плацебо – таблеткой-пустышкой). В общем, этот ученый запросил у FDA все имеющиеся данные на шесть самых главных антидепрессантов, которые в то время выписывались (это было еще в конце девяностых). FDA, как полагается, все ему прислало: данные клинических испытаний, которые сработали и которые не сработали. Во-первых, каково было удивление ученого, когда он в процессе мета-анализа увидел, что 46% испытаний, которые проводились с самыми популярными антидепрессантами, не имели положительных результатов. То есть примерно в половине случаев эффект от них был тот же, что и от плацебо. Просто эти данные нигде не публиковались. Во-вторых, он удивился ещё больше, когда увидел, насколько маленький эффект у антидепрессантов: 82% от эффекта антидепрессантов было дуплицировано в группе плацебо. То есть по сравнению с людьми, которые принимали таблетку-пустышку, люди на антидепрессантах дополнительно получали только 18% эффекта. Вот представьте себе, что человеку подсовывают аспирин под предлогом, что это сильно действующий антидепрессант, и ему скоро должно стать лучше. В итоге человеку действительно становится лучше, и в среднем улучшение составляет 82% от эффекта настоящего антидепрессанта. Эти результаты говорят о двух вещах: (1) насколько силен эффект плацебо, и (2) насколько мал настоящий эффект от антидепрессантов.

Едем дальше. Когда изучается эффект медицинских препаратов, рассматриваются два факта: насколько результаты значимы со статистической точки зрения, и насколько они значимы с клинической точки зрения. Например, статистические анализы могут показывать, что состояние пятисот тысяч человек значительно улучшается на 2 балла из… 53. Но что такое два балла с клинической точки зрения? Вот представьте, что вам стало на 2 балла лучше по шкале из 53. Можно ли это назвать настоящим улучшением? Ирвинг Кирш проанализировал результаты по шкале депрессии (HAM—D = HamiltonDepression Rating Scale) и сравнил улучшения в группе, сидевшей на плацебо, с группой на антидепрессантах. Выяснилось, что группы отличались всего лишь на… 1,8 баллов (из 53), что, естественно, не является значимым результатом с клинической точки зрения. Что тут сказать? Единственными пациентами, у которых действительно был обнаружен клинически значимый эффект от антидепрессантов, были люди с очень сильной депрессией. Но такие пациенты составляли всего лишь около 11% от всей публики, которой прописывались антидепрессанты. Если депрессия «легкая» или «умеренная», действие депрессантов не особо отличается от действия плацебо.

ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО

Первые исследования Ирвинга Кирша вышли достаточно давно – около пятнадцати лет назад. На сегодняшний день они не только не опровергнуты, но с каждым днем появляется все больше подтверждений неэффективности массового использования антидепрессантов. Так, например, в одном из самых дорогих исследований, на которое было потрачено более 35 миллионов долларов, ученые пытались выяснить, какой же антидепрессант является самым эффективным. Имеется несколько типов антидепрессантов: одни повышают серотонин (SSRI), другие повышают серотонин совместно с норэпинефрином (SNRI), третьи повышают норэпинефрин совместно с дофамином, не влияя при этом на сератонин (NDRI). Так вот, в этом исследовании пациентов, которые не реагировали на один вид антидепрессантов, переключали на другой, а то вдруг им именно этот тип не подходит. Примерно один из четырех пациентов реагировал на новый тип антидепрессантов, но реакция не зависела от того, какой именно тип им дали. Эффект варьировался от 26% до 28%, независимо от того, какие ингредиенты находились внутри таблеток. Подозрительно, не так ли? Интересно, что одна французская компания выпустила антидепрессанты, которые понижают серотонин (SSRЕ). И что же? Эффект опять оказался тем же. Выходит, что содержание таблеток не так уж и важно: они могут повышать серотонин, понижать его или вообще на него не влиять… результат выходит все тот же.

А как называются таблетки, которые работают независимо от того, что у них находится внутри? Ирвинг Кирш называет их одним словом…. «плацебо». То есть выходит, что действие антидепрессантов сравнимо с действием силы мозга?

Вообще, если покопаться в нынешней литературе, то выясняется, что метод сравнивания медицинских препаратов с пустышкой-плацебо все больше ставится под вопрос. Ведь как работают клинические испытания? Обычно используют «слепой метод», когда пациентам вслепую выдают таблетку и говорят: возможно, вам достался настоящий медицинский препарат, а возможно, таблетка-пустышка. И при этом добавляют: у медицинского препарата имеются побочные эффекты, такие как тошнота, набор веса, диарея, потеря сексуального желания и т.д. У пустышек же, как правило, побочных эффектов нет (так как неэтично их туда засовывать). А пациенты ведь не дураки… Если через несколько дней побочных эффектов нет (а у антидепрессантов они практически всегда есть), значит, их посадили на плацебо. В одном из исследований было показано, что 78% пациентов правильно догадались о том, что им на самом деле выписали: плацебо или же настоящий препарат. Так действительно ли этот метод можно считать «слепым»? Когда знаешь, что тебе выписали «не то», то и улучшений особо не ждешь. А когда не ждешь, то, как известно, и не получаешь. То есть, есть основания предполагать, что антидепрессанты работают лучше, чем плацебо, только потому, что благодаря побочным эффектам люди уверены, что им дали настоящую таблетку.

В общем, весь метод сравнивания препаратов с плацебо стоит сегодня под большим вопросом. Чтобы посмотреть настоящее действие препарата, нужно было бы вводить человеку лекарство незаметным способом. Так, чтобы он об этом совсем не знал. Потому что до тех пор, пока он знает, всегда имеется большой шанс получить эффект плацебо.

АЛЬТЕРНАТИВА АНТИДЕПРЕССАНТАМ

Интересен еще и следующий факт. Ирвинг Кирш провел серию анализов, чтобы сравнить эффективность антидепрессантов с другими методами лечения, такими как психотерапия, акупунктура и спорт. Выяснилось, что не существует никаких значимых различий между этими такими непохожими типами лечения. Вся разница в том, что у антидепрессантов на порядок больше побочных эффектов. Так стоят ли они того (если депрессия находится в более-менее управляемых рамках)?

Я думаю, что черные полосы в жизни настигают так или иначе большинство людей. У кого-то эти полосы покороче, а у кого-то они растягиваются на всю жизнь. Практически у всех людей, которых я читаю и уважаю, такие полосы были. Например, Тим Феррисс выпустил только что книгу, в которой он рассказывает о своих депрессивных моментах. Тим говорит о том, что совпадает с моим собственным опытом: когда плохо, затаскивай себя за уши в спортзал хотя бы на 30 минут — это составит 80% победы. Победы над плохим настроением.

Конечно, у всех причины депрессии разные. Но если это химия, то, скорее всего, ее можно выбить другой химией – спортом. Ведь как развивался человек с точки зрения эволюции? Он много бегал и мало ел. Наше тело заточено под физические нагрузки и небольшие порции еды. А если положить это тело на диван и кормить его сахаром, то… все переворачивается с ног на голову. Кто знает, может, в этом и состоит главная причина наших плохих настроений в двадцать первом веке?

Я пишу это не потому, что являюсь тренером по физкультуре. Я как раз тот самый лентяй, который любит влезть на диван с кусочком торта. Просто мне нужны объективные причины заставить себя «встать на лыжи». Снова и снова.

Кстати, я не подозревала о существовании следующих фактов: некоторые антидепрессанты повышают суицидальные наклонности, увеличивают риск инсульта, а у беременных женщин повышают шанс выкидыша. Опять-таки информация к размышлению.

При этом оговорюсь: я не врач и не специалист по медицинским препаратам. Мне просто хочется рассказать о том, что вычитываю в научных источниках, рассказать, как понимаю. Если вы уже принимаете антидепрессанты, то ни в коем случае не бросайте, пока не посоветуетесь со своим врачом. А если вы еще не начали принимать и, в принципе, справляетесь со своим состоянием, то… примите эту информацию к сведению.