ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Ирина Берман

Ибо век, в котором я родился и был воспитан, не был веком страстей. Это был упорядоченный мир, с четким расслоением и плавными пререходами, мир без суеты

”.

Стефан Цвейг “Вчерашний мир”.

Майкл Марвинс потомственный фотограф, чьи отец, дед и прадед были фотографами. Он родился и живет в Хьюстоне, многим знакомо его ателье на Монтросе. Но делом жизни Майкла стала коллекция старых фотографий жителей одного польского города Щучин, откуда родом его родители.

Майкл раскладывает на столе фото, за каждым из которых история жизни. А все вместе они составляют историю пятитысячного города, 3 тысячи из которых перед второй мировой войной составляли евреи.

Эти фотографии не похожи на те, что снимал известный фотохудожник Роман Вишняк. Вы не увидите на них ультрарелигиозных евреев, живущих в нищете. Эти снимки могли бы отображать жизнь любого другого города Европы того времени. Молодые люди на пикнике или занимающиеся спортом. Дети в матросках или в нарядных платьях – ведь для похода в фотоателье специально наряжались. Дама, играющая на рояле, или же группа скрипачей. Фотографии счастливых семейств. Наверное, у многих из нас в старых семейных альбомах хранятся такие снимки, с которых смотрят на нас наши юные дедушки и бабушки. Я спросил своего отца: “Где же бородатые люди в длинных черных пальто?”, – рассказывает Майкл. Отец ответил: “В нашем городе таких не было. Они жили в других городах”.

Конечно, эти люди не отличались большим богатством (хотя было среди них и несколько богачей), но жили вполне достойно. Наряду с мелкими ремеслами в городе было несколько фабрик, перерабатывающих сельхозпродукты, деревообрабатывающий комбинат, пивоваренный завод. Кроме того, экономика городка долгое время базировалась на обслуживании русской царской армии. Здесь делали армейскую амуницию: одежду, сапоги, седла. Русские офицеры часто захаживали в фотоателье к деду Майкла. Есть среди коллекции и фото офицера – преподавателя русского языка у местных детей, родным языком которых был идиш. По фотографиям видно, что детскому образованию уделялось большое внимание. Наряду с основными предметами они занимались физкультурой и спортом, ходили в походы, обучались музыке и пению.

Приехав в Канаду к своему двоюродному брату, Майкл разглядывал вместе с ним старые семейные фотографии, фото соседей и друзей. Их отцы эмигрировали в Канаду в 20-х годах. Вот тогда им обоим пришла мысль организовать выставку довоенных фотографий жителей города Щучин.

Судьба разбросала этих жителей по всему миру. Кто-то уехал из Польши еще в начале 20-го века в поисках лучшей доли в Америку. Многие уезжали учиться во Францию, да так и не вернулись обратно. Большинство же погибло в концлагерях, когда после Красной Армии Щучин оккупировали фашисты. Из тех, кто не уехал перед войной, в городе осталось в живых 12 человек, двое из них выжили после концлагеря.

“В 1995 году, когда открылся хьюстонский музей Холокоста, мы устроили небольшую выставку наших семейных фотографий, которая неожиданно вызвала большой интерес”, – вспоминает Майкл Марвинс. – Через год мне позвонил раввин из Далласа и сказал, что видел нашу выставку и рассказал о ней своей матери, которая родом из того же города. В ту пору ей было 80 лет, она жила во Флориде и передала мне большую коллекцию своих личных фотографий, сделанных моим дедом.

Тогда мы с женой подумали, что, наверное, и другие люди хранят старые фотографии выходцев из Щучина. Мы проверили вебсайт jewishgen.com, где можно найти любой даже самый маленький город, где когда-то жили евреи, и без труда нашли Щучин и 7 электронных адресов людей, интересующихся этим городом. Я написал письмо о том, что нас интересуют фотографии жителей города, и тут же отослал его по этим 7 адресам с просьбой откликнуться. Мы отправили письмо около 11 часов вечера, и буквально сразу стали приходить ответы из Америки, Европы, Израиля. Люди присылали фотографии своих родителей и родственников, зная, что они когда-то жили в Щучине.

Благодаря интернету на сегодняшний день у нас собралось более 8000 фотографий, и они продолжают поступать. Снимки приходят из 12 стран, среди них Новая Зеландия, Австралия, Южная Африка и, конечно, США и Израиль.

Каждая фотография сопровождается историей. Например, мальчик в матросской форме считался погибшим во Франции вместе со всей своей семьей во время Холокоста. Вторая половина семьи, уехавшая в 20 годах в Америку, ничего не знала о том, что мальчика спасла французская семья. Я получил недавно письмо от его внучки, она приезжает из Франции на открытие нашей выставки, где увидит фото своего деда, которое я нашел. Здесь их будет ждать американская часть семьи. Наша коллекция не только познавательна, она помогает родственникам найти друг друга”.

Таких городков как Щучин в Польше было множество. До войны там жило 3, 25 млн. евреев, 80 % из которых проживали в небольших городках, похожих на этот. С приходом фашистов 3 миллиона из них погибли. Эта выставка отображает дух довоенного времени, она рассказывает о людях, которые жили обычной жизнью.

Возможно, после её посещения у кого-то возникнет желание восстановить историю небольшого украинского или белорусского местечка, где когда-то неторопливо текла жизнь наших предков. Как бы это было интересно.