РУССКИЕ ИДУТ!

А.Кавторина

Предисловие к открывающейся выставке.

Забегая немного вперед, приоткрою вам, дорогие читатели, преогромную, важную, однако, почти уже всем известную тайну. Пятого апреля мэр города Хьюстона объявит 2005 год официальным годом России. Ура!

Написала и подумала, вот увидит эти строки добрая половина читателей «Нашего Техаса» и ухмыльнется, дескать, ну а нам-то с этого что? Что нового и интересного сулит сей официально объявленный год России русскоязычным представителям техасской диаспоры?

Выражаясь высоким штилем, год России – прекрасная возможность для русскоязычной общины явить себя окружающему техасскому миру с самых разных, неожиданных и экстравагантных сторон, крикнуть во весь голос: «Русские пришли»!

Ведь нас тут довольно-таки много. Так много, что даже подсчитать затруднительно. По одним статистическим данным, в Хьюстоне проживает где-то тридцать тысяч русскоязычного населения, по другим – пятьдесят, а по третьим – во всем Техасе – около ста тысяч. На самом деле, неважно, сколько нас, важно – какие мы и чем мы можем быть интересны.

Скажу без хвастовства: мы весьма интересны своим разносторонним артистическим потенциалом. Русскоязычная техасская диаспора не похожа на другие не только тем, что образовательный ценз намного выше, но и тем, что наши художественно- культурные потребности пошире, чем у среднестатистического представителя другой языковой техасской диаспоры, а в Техасе, согласно все той же статистике, представлено более сорока разнообразных языков и культур.

Нам здесь явно не хватает того «культурного бульона», в котором мы привыкли вариться в России. Все мы на это сетовали во время своих «кухонных» междусобойчиков, вздыхали: «Ах, если бы!…» И вот, примерно пару лет назад, русскоязычный народ сам себе сказал: «Хватит ныть, надо действовать»! (По другой версии, народонаселение, говорящее на русском языке и воспитанное на российской культуре, просто перевалило за критическую массу) Но, что бы ни послужило причиной, а художественно-культурная жизнь русскоязычной общины начала бить ключом, да еще сразу из нескольких источников.

Судите сами: гастроли театральных коллективов и концерты знаменитых музыкантов, выступления известных писателей, бурно проходящие слеты КСП, недавняя премьера «Самоубийцы» Эрдмана в постановке Владимира Штерна, осуществленная исключительно местными любительскими силами… Всего не перечислишь!

Я специально не разделяю, кто что организовывал, поскольку полагаю, что хоть устроители у этих культурных мероприятий разные, цель все-таки одна – поддержание в соотечественниках родной культуры на должном уровне, снабжение, так сказать, духовной пищей на родном языке.

Совсем скоро в культурной жизни нашей техасской диаспоры произойдет еще одно очень интересное и важное событие: в помещении JCC Русский культурный центр «Наш Техас» откроет объединенную выставку русских художников, в которой примут участие около десятка самых разнообразных авторов, объединенных, пожалуй, только одним – для всех для них родной язык – русский.

В выставке примут участие и признанные художники, как, например, Борис Каплун и Игорь Караш (оба активно работают не только как живописцы, но и как театральные художники, а Игорь Караш еще и как художник-иллюстратор и график), и талантливая, профессиональная молодежь, как Анна Атаева и Константин Шейко, стремительно ворвавшиеся в художественную жизнь нашего города и в течение последнего года добившиеся заметных успехов, и дебютанты, как, например, Анна Побединская, талантливая самоучка, для которой эта выставка – первый волнующий вывод ее работ в свет, или как Ховханес Маурадиан из Далласа (инженер по профессии, для которого живопись из хобби переросла в страстную привязанность).

Будут среди участников выставки также художники из других штатов (Инна Боднер из Нью-Йорка, выпускница Киевского института архитектуры и искусства, активно выставляющая в Нью-Йорксках галереях) и из России (Владимир Озеров, Москва, выпускник Суриковского института, участник выставок на Кузнецком мосту и в Центральном Доме искусств).

Поверьте, что нет занятия более бессмысленного и неблагодарного, чем рассказывать о картинах. О картинах не надо читать, их надо смотреть. В том-то и прелесть настоящей живописи (графики, фотографии), что каждый увидит в ней что-то свое, то, что нашло отклик в его душе, совпало с его настроением, его видением мира.

20 апреля на торжественном открытии выставки будут присутствовать все участники, и вам представится уникальная возможность познакомиться не только с картинами, но и с их создателями. Выставка продлится не так уж долго, всего до 11 мая, и поскольку это не просто выставка, а выставка-продажа, то мой вам совет выбраться в JCC как можно раньше, чтобы застать все работы, пока их не раскупят.

В преддверии выставки я попыталась побеседовать с некоторыми участниками о том, как складывалась их художественная судьба в Хьюстоне (чего греха таить, не самом удачном для художника месте пребывания), а также о том, чего они ждут от предстоящей выставки.

Всех художников, с которыми мне удалось поговорить, объединяет одно – в Хьюстон они попали случайно, это не было их выбором, так уж сложилась жизнь.

Анна Побединская переехала в Хьюстон лет десять назад из Нью-Йорка, родила здесь двоих детей, мальчика и девочку, а фотографией увлеклась не так давно. Началось это увлечение у Анны самым простым и естественным образом.

– Когда у меня родился сын, – рассказывает Анна, – я не спускала его с рук и фотографировала не просто каждый день, а, наверное, каждый час. Он стал моей первой фотомоделью.

Попозже Анна увлеклась фотоколлажами, делала занимательные фотомонтажи ко дням рождениям и прочим знаменательным праздникам своих друзей и близких, а друзей у Анны, по ее собственному признанию, очень и очень много. Еще бы, она ведь играет в футбол в знаменитой на весь техасский русскоязычный мир команде Кэти! Анна вообще человек чрезвычайно веселый и увлекающийся, даже заявила в интервью, что футбол и околофутбольная жизнь для нее являются главным пристрастием, а фотография – второстепенным.

Анна фотографирует все то, что окружает ее (да и каждого из нас) в ее будничной, каждодневной жизни, а потом причудливо монтирует эти образы в коллажи, которые взрывают эту каждодневную жизнь и показывают ее потенциальному зрителю с совершенно другой, неожиданной стороны.

Открывающаяся выставка – дебют Анны.

– Мне захотелось показать незнакомым людям, что я делаю. Увидеть их реакцию.

Татьяна Паева перебралась в Хьюстон совсем недавно, в 2002 году, до этого одиннадцать лет прожила в Колумбии. Ну а до Колумбии в ее жизни была Одесса, преподавание в художественном училище, бурная выставочная жизнь.

В Колумбии Татьяна преподавала живопись в университете «Лев Толстой», много писала, выставлялась. По признанию самой Татьяны она пишет, в основном, сюжетные, жанровые картины.

– Главное для меня, – признается Татьяна, – понять страну, в которую меня забросила судьба, и постараться полюбить ее. Меня всегда увлекает будущее, даже если я пишу прошлое. Наверное, это увлечение будущим помогло мне полюбить Хьюстон, ведь это самый футуристический город из всех, которые я повидала.

В Хьюстоне Татьяна, несмотря на то, что живет совсем недавно, уже успела принять участие в групповой выставке, состоявшейся в 2003 году в Художественной галерее Кингвуда, города, где она живет.

– Чего я жду от этой выставки? – размышляет Татьяна, – Ну, наверное, самым главным для меня стало бы знакомство с другими хьюстонскими русскоязычными художниками. И себя показать, и людей посмотреть…

Театрального художника Бориса Каплуна в Хьюстон тоже закинула судьба. По его словам, бурная художественная жизнь протекает далеко отсюда, в Европе, в Нью-Йорке, ну а в Техасе выживать и развиваться профессиональному художнику очень и очень нелегко. И поверьте, ему есть, с чем сравнивать – в начале перестройки Борис много путешествовал по Франции, его работы выставлялись в галереях Парижа, Лаграсса и ряда городов Прованса.

С 1996 года Борис живет и успешно работает в Хьюстоне. Он известен в городе не только как театральный художник, но и как живописец. Борис выставлялся в России, Италии и Австралии, да и в родном Хьюстоне он принимал участие во множестве групповых и персональных выставок.

Как профессионал, Борис считает, что художников не стоит делить по этническому принципу. Художники должны быть интересны не тем, что они русские, китайские или мексиканские, а исключительно своими работами. В то же время Борис надеется, что мероприятия, подобные открывающейся выставке, могут помочь формированию некоего русского культурного клуба.

– Для развития русской культурной жизни и для того, чтобы русская культура могла играть какую-то роль в жизни города, неплохо было бы иметь свой Клуб, некое постоянное место, куда приходили бы люди, где проводились бы выставки, куда можно было бы приглашать и профессиональных деятелей культуры из России, и американцев, – размышляет Борис. – Это помогло бы налаживанию связей, послужило толчком для рождения каких-то больших профессиональных художественных проектов и инициатив. Культура не имеет права замыкаться на самой себе.

Вот на этой мечтательной и жизнеутверждающей ноте позвольте мне, дорогие читатели, свое предисловие к выставке и закончить.

Встретимся 20 апреля в JCC. Людей посмотрим, себя покажем, шампанского за процветание русскоязычной культуры на родной техасщине выпьем, а там, чем черт не шутит, может, Русский клуб родим? Чтобы было у русскоговорящего человека место, куда прийти…

Необоходимо добавить, что организации этой выставки помогли спонсоры: Burd & Associates, Best Care Ambulance, Universe Translation, Garry Green Realtors (брокер Лариса Филиппов), Intercargo Systems, что еще раз подтверждает, что вместе мы – сила. Спасибо им огромное.