ЧТО ВЫ ПОМНИТЕ О СВОЕЙ ШКОЛЕ?

Марина МакАдам

oУ всех примерно всё было одинаково: расписание уроков, звонки, пятиминутные переменки и одна большая на обед, учебники, домашняя работа – и так все 11 лет. Большинство вспоминает учёбу не с особым восторгом. Многие жалуются, что было скучно. Помните, как ваши одноклассники боялись, что их вызовут к доске? А ненавистная домашка? А экзамены? Но что поделать, все так учились.

А теперь представьте себе школу, где нет учителей, нет классов и даже нет деления на предметы, где дети сами составляют своё расписание, сами руководят школой и выступают в качестве её администрации, где нет домашней работы и экзаменов. Захотел ученик целый день поиграть со своими друзьями в видеоигры – пожалуйста! Захотел просто целый день гонять с одноклассниками в футбол – пожалуйста! Их никто не учит читать, их никто не учит математике, их вообще не учат. Дети учат себя сами. Вы скажете – это нонсенс, но речь идет о вполне реальных школах, и некоторые родители готовы платить деньги, за то чтобы их дети «учились» именно в таких школах. Средняя стоимость такого обучения – около $10 тыс. долларов в год.

«Да эти родители сумасшедшие, – подумаете вы, – они наверняка либо богачи, которым всё равно, куда кидать деньги, либо совершенно необразованные, раз решили послать детей в школу, где ничему не учат». Но и тут вас поджидает сюприз. 83% учеников живут в семьях среднего достатка с образованными родителями.

Нетрадиционные школы на основе философии Садбери (Sudbury school model) имеются почти в каждом штате США, в том числе и в Техасе. Своё название они получили от самой первой, основанной в 1968 году около городка Садбери, штата Массачусетс. Здесь нет ни учебного плана, ни какой-либо программы обучения.

Учителей выбирают сами ученики. Такие школы ещё называют демократичными. Многие приверженцы традиционного обучения воскликнут: «Но они же ничего целый день не делают!» На самом деле даже «ничегонеделание» может привести к определённым результатам. Какое-то время можно ничего не делать, но потом становится скучно, и ученики обычно находят себе занятия по интересам и начинают сами себя обучать. Например, желание поиграть в видеоигры со старшими мальчишками вынудило 7-летнего ученика такой школы выучиться читать, чтобы знать, на что нажимать в игре. И потом, когда пошли более сложные вещи в виде игровой стратегии, ему захотелось читать обсуждения на форумах для видеоигроков и писать комментарии на их советы. Так он научил сам себя писать.

Большинству людей с традиционным подходом к образованию очень сложно понять, как же всё-таки дети получают академические знания, если вообще их получают. Когда об этом спросили учеников подобной школы, они ответили на вопрос вопросом: «Считается ли чтение биографий или исторических романов учёбой? Получают ли ученики в таком случае какие-либо академические знания? Если ученику пришлось понять, что такое дроби и деление дробей, чтобы испечь по рецепту торт не на 5 человек, а только на двоих, то считается ли это математикой или классом по кулинарии? Если ученики сидят и обсуждают друг с другом политику и то, что происходит в сегодняшнем мире, то считается ли это классом по политологии или просто дружеской болтовнёй? В таких школах не разделяют получение академических знаний от неакадемической деятельности. Даже наоборот. Любая неакадемическая деятельность используется для академических целей и ведёт к обучению и образованию.

В одной из комнат школы за круглым столом сидят трое 8-9-классников и играют в карты. Как бы отнеслись к этому во время уроков в обычной школе, представить несложно. Но тут им никто не мешает. Неужели обычная карточная игра может чему-то их научить? Карты – прекрасное интеллектуальное занятие. Чтобы хорошо играть в карты и выигрывать, нужно знать основы математики и логики, статистики и теории вероятности, развивать память и критическое мышление, работать над построением стратегии игры. Также карты прекрасно развивают социальные навыки: общения, психологического познания окружающих людей.

Скептики всегда интересуются, поступают ли ученики этих школ после такого «образования» в университеты. На удивление, по статистике около 90% учеников таких школ поступают в университеты и иногда в достаточно престижные, например, в Гарвард. Согласно исследованиям, сделанным о таких школах и их выпускниках, 86% учеников, которые начали учиться в подобных школах с самого начала или перешли в школы Садбери в начальных классах, и 54% тех, кто начал учиться в них после 7 класса, поступают в престижные университеты с довольно строгим и сложным отбором абитуриентов. Из этих же данных видно, что чем раньше дети начинают учиться в подобных школах, тем лучше результаты.

Список подобных школ можно найти в интернете. От вас, как от родителей, требуется одно, самое сложное решение – полностью довериться методу и запастись терпением.