ГЕРМАНИЯ НАЧАЛА 1945 ГОДА

Марк Зальцберг

z К семидесятилетию победы над Германией

«Бросай корзины, сбор закончен!»
Франсуа Рабле. 1494-1553.
«Повесть о Гаргантюа и Пантагрюэле»

В январе 1945 года, семьдесят лет назад, в Америке, Европе и Советском Союзе все жили ожиданием близкой победы над самым страшным врагом человечества за всю его историю. Ждали победы над немецким национал-социализмом, над Гитлером и его преступной шайкой, шесть лет разрушавшими Европу и Советский Союз. Даже нашествие кочевников с востока 800 лет назад не казалось и не являлось столь опасным и разрушительным, как нашествие «цивилизованных» варваров, населявших одну из самых развитых и культурных стран Европы. Опасность усугублялась тем, что нацизм открыто провозгласил своей целью не просто завоевание новых земель, а истребление целых народов как неполноценных и «не нужных» Германии. «Русские должны погибнуть, чтобы мы могли жить!» – вот один из лозунгов этих бандитов, провозгласивших немцев высшей расой.

Но особенную ненависть питали они к евреям. Шесть миллионов европейских евреев были уничтожены немцами в специальных лагерях смерти. Уничтожены промышленными методами, т.к. просто расстрелять шесть миллионов человек, чтобы «окончательно решить проблему», как называли немцы тотальное уничтожение евреев, не хватало времени и персонала.

Январь 1945 года ознаменовался тем, что войска союзников и Красная Армия вплотную приблизилась к границам Германии. Тысячелетний Рейх, как называла немецкая пропаганда гитлеровскую Германию, подходил к концу своего всего лишь 12-летнего существования. Беспрерывные, круглосуточные бомбёжки территории Германии авиацией союзников привели в январе к практически полному разрушению 80 крупных городов, серьёзному нарушению железнодорожного хозяйства и острой нехваткe всего самого необходимого для продолжения боевых действий.

Особенно не хватало жидкого моторного топлива и каменного угля. Природные источники нефти были почти все уже потеряны для Германии и это прежде всего богатые месторождения нефти в Румынии, занятой советскими войсками. Весьма небольшие запасы нефти в Венгрии были еще в немецких руках, но доставка их на нефтеперерабатывающие заводы прерывалась иногда на несколько дней из-за бомбёжек. Заводы синтетического бензина в Германии постоянно разрушались авиацией союзников и работали едва ли на одну десятую своей довоенной мощности, составлявшей внушительную цифру в 7 миллионов тонн в год. Силезский уголь, а он был и сырьём для синтетического бензина, тоже стал не доступен, т.к. Красная Армия заняла к тому времени почти всю Польшу и 17 января захватила Силезию. Промышленный район Рура также был разрушен. В Германии стало не на чем летать и ездить. Большинство самолётов стояло на земле. Волы и лошади иногда буксировали автомобили.

Днём Германию бомбили в основном самолёты американских ВВС. Это были вооружённые 12-ю крупнокалиберными пулемётами тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики Б-17, прозванные «летающей крепостью», грузоподъёмностью до 7 тонн. Они базировались в Англии и Северной Италии, уже выбитой из войны. По 1200 и более этих самолётов участвовали в рейдах на крупные немецкие города. Они летали, начиная с конца 1944 года, в сопровождении новейших американских истребителей «Мустанг» с шестью крупнокалиберными пулемётами, способных долететь до Германии и вернуться вместе с бомбардировщиками обратно на свои аэродромы. Это существенно изменило ход воздушной войны! Потери союзной авиации сократились раз в 10, и она практически безнаказанно владела небом Германии.

А ночью немцев бомбила авиация Англии. Это были тоже четырёхмоторные бомбардировщики «Ланкастер» и «Веллигтон» с ещё большей грузоподъёмностью, доходившей до 10 и более тонн. Они тоже налетали тысячами, сея смерть и чудовищные разрушения. Германия уже не могла нормально жить. Но особенные неприятности доставляли немцам лёгкие двухмоторные английские бомбардировщики «Москито»! Геббельс писал в своём дневнике, что от «несносных Москито нет никакой защиты». Он жаловался на головные боли, на то, что не может даже поспать ночью, т.к. Москито налетали несколько раз за ночь. Страдало всё население Берлина.

Дело в том, что эти самолёты были сделаны из сверхпрочной фанеры. Они были столь легки по сравнению с немецкими истребителями «Мессершмит», что никакие немецкие истребители, сделанные из стали и алюминия, не могли их догнать даже при одинаковой мощности моторов. Кроме того, фанера не отражала радарного луча, и эти самолёты невозможно было обнаружить, тем более ночью. И вот 16 января 1945 года Геббельс вместе со своим обожаемым Фюрером навсегда спустился на 17 метров под землю. Это был бетонный бункер, оборудованный как командный центр и как жильё для Гитлера и семей нескольких особо важных лиц. Геббельс поселился там с женой Магдой и шестью маленькими детьми не старше 10 лет.

Сырость, теснота, отсутствие дневного света и свежего воздуха даже при хорошей вентиляции, быстро привели обитателей бункера к серьёзной депрессии и болезням. Особенно страдал Гитлер. Ему не было и 56 лет, но он стал буквально сгорбленной развалиной с трясущейся головой. Он с трудом ходил, а мозг стал подводить его при принятии самых простых решений. Гитлер выглядел 75-летним глубоко больным стариком, страдающим Альцхеймером. Без инъекций наркотиков, ежедневно получаемых от его личного врача доктора Теодора Мореля, он не мог даже встать утром. Донесения с фронтов тоже не приносили облегчения, а бункер каждую ночь содрогался от взрывов тяжёлых бомб союзников, как от сильного землетрясения.

30 января 1945 года его любимый архитектор и рейхсминистр вооружений и военного производствa талантливый Альберт Шпеер написал ему письмо, где прямо говорил, что война проиграна и надеяться больше не на что. Промышленность разрушена, топлива нет, запасы сырья и прежде всего металлов, практически исчерпаны, дороги разрушены, и даже продовольствия осталось на несколько недель. Кроме того, Красная Армия начала свое безостановочное наступление. Преимущество её над немецкой армией было подавляющим: по людским резервам – более чем в три раза, по числу танков – в пять раз, а артиллерия и авиация просто господствовали в боях. Немецкие потери были огромными. Самое же безнадёжное положение было у немцев с резервами. Пополнения поступали в мизерных количествах, главным образом из необученных мальчишек от 14 до 17 лет, 60-летних мужчин и женщин всех возрастов.

Есть фотографии, где Гитлер принимает «парад» почти детей и, пряча за спину трясущуюся руку, здоровой рукой обменивается рукопожатиями с 12-14 летними «воинами». Этот негодяй, теперь уже ни на что не надеясь, бесстыдно оттягивал свой неизбежный конец ценой жизни детей и юношей, последней надежды на будущее немецкого народа, ценой тотального разрушения страны, лишая немецкий народ основ цивилизованной жизни. Самым непонятным для современного человека было отчаянное, можно сказать героическое сопротивление немцев наступлению Красной Армии. Геббельсовская пропаганда и здравый смысл немцев говорили о том, что от русских пощады не будет никому. После чудовищных преступлений гитлеровцев на советской территории, после гибели миллионов советских людей все ждали от воинов Красной Армии не менее чудовищных ответных действий. Поэтому при вторжении её на территорию Германии немцы дрались, как одержимые, чтобы задержать наступление Красной Армии и успеть эвакуировать население на Запад, который уже явно должен был достаться англо-американским войскам.

Продолжение следует